Турбофаны на колеса для отвода тепла от тормозов

Каждый из нас хоть раз в жизни находился под впечатлением от того, что предлагала нам поп-культура. Одни собирали кэпсы с покемонами, а другие и сейчас готовы отдать сотни долларов за световой меч. Есть ли в этих вещах какой-то смысл? Конечно же нет, они просто крутые и они нам нравятся. Наверное, мы просто хотим обладать частичкой чего-то великого. Именно благодаря этому, одна из самых противоречивых уникальных автомобильных инноваций на гоночной трассе смогла обрести популярность. И вне её речь пойдёт про турбофаны.

Как только инженеры начали использовать прижимную силу для приклеивания автомобилей к трассе, это изменило всё. Они осознали, что управление потоками воздуха открывает перед ними безграничные возможности. Удивительно, но аэродинамика в автоспорте совершенствовалась гораздо медленней, чем, например двигатели машин.
Чтобы понять, что я имею в виду, достаточно будет одного простого примера турбирования. Рядная восьмёрка появилась за десятилетие до того, как люди впервые додумались поставить спойлер на автомобиль. Может быть, они думали, что более высокая мощность - это единственная вещь к которой нужно стремиться. Кто знает турбофан в переводе с английского - турбовентилятор. Они появились во половине семидесятых. При их проектировании их внешний вид вообще не брался в расчёт, важнее всего было сделать так, чтобы они выполняли свою главную функцию - охлаждали тормоза.
Как известно, перегрев тормозов сказывается на их эффективности, а на гоночной трассе тормоза работают постоянно и очень интенсивно, поэтому смысл задумки был довольно прост, установить на обычные диски пластиковые колпаки с лепестками внутри, чтобы воздушные каналы под внешней крышкой с вращением колёс охлаждали тормоза. Будто вентилятор, впускает холодный воздух и отводя горячий, звучит логично. Стоит только взглянуть на Porsche 935, чтобы понять почему же он был так хорош. Массивные крылья и спойлер делали культовую форму 911 едва узнаваемый, но самая невероятная деталь аэродинамического обвеса не кузов, а колеса. Этот гоночный автомобиль, прозванный Мобидиком за свой длинный хвост, первым в мире использовал технологию турбофанов. А уже в восемьдесят третьем турбофаны вошли в мир ралли.
Первой была Audi quatra с дисками и турбофаны от BBS, а затем подтянулись и остальные. Удивительно, но то что проектировалось ради функционала, впоследствии полюбилось людьми за внешний вид. Турбофон был таким крутым и эстетичным, что некоторые автопроизводители позаимствовали этот дизайн для дисков обычных серийных машин.

Вот, например, Pontiac transm corvet C4 или же BMW E34 M5, производители дисков тоже не оставались в стороне. Вот вам пример из восьмидесятых, очень стильные autoban exciting X1.
Во-первых, многие гоночные серии запретили использовать турбофан. Произошло это не сразу. В 1990 году использование турбофан в ралли стал регулироваться определёнными правилами, а уже в девяносто третьем, они попали под полный запрет.

Оказалось, что помимо охлаждения тормозов версии турбофан, были настолько эффективны, что могли вытягивать воздух из-под машины, тем самым присасывая. Были классифицированы, как подвижная аэродинамическая часть. А такие вещи всегда были запрещены, так как потеря такого навесного элемента во время гонки могла оказать влияние на поведение машины, и повлечь за собой непредвиденные последствия от пластиковых накладок. Турбофан в рали пришлось отказаться, но им на замену пришли литые диски с очень характерными отверстиями, воздуховодами. Такие как ,например эти Oz рейсинг.
Во-вторых наука сильно шагнула вперёд. За последние 30 лет оказалось, что турбофан не так уж эффективен. Современные автомобили тоже управляют потоком воздуха проходящим через колёса и под днищем, но делают это иначе. Воздушный поток к тормозам проходит через вентиляционные отверстия переднего бампера и переднего крыла, соответственно в случае с задними колёсами главную роль играет задний бампер-диффузор или заднее крыло, при этом сама конструкция колёсного диска не так важна.

Также следует учесть, что технология изготовления тормозов тоже не стояла на месте. В какой-то степени в турбофан просто не осталось смысла, но машина с турбофан выглядят просто. Поэтому несмотря на их сомнительную эффективность, и несмотря на новейшие достижения в автомобильной аэродинамике турбофан до сих пор продолжают жить в сердцах многих автомобильных Энтузиастов.

Например, автомобиль Кено блока для ралли кросса Ford fiest ST имел турбофан на передних колёсах, как и его Ford Эр кофр, также известный как Кови 2 возрожденный в 2019 году. Porsche 9 современный модик как и его предок, оснащён полным комплектом классических турбофан, и разумеется даже сегодня вы можете приобрести нечто такое же прекрасное для своей хонд. Начнём с Z Racing как на той легендарной секе. Сегодня вы можете купить их современную версию, кроме того в каталоге у Z есть вот такие аэродинамические вставки, созданные специально для электромобилей. Производитель заявляет, что они оптимизируют поток воздуха. Нельзя не упомянуть и некоторые модели ротиформ, в особенности их так называемый аэродиск. Также многие другие производители могут предложить вам что-то очень похожее на классические турфа, например, ronal r10, r50, F 52 turb Мак, tsw Rally и M turbofan. Странно, что немецкая фирма BB, которая и является автором оригинальных турбофан для Audi quatra не предлагает сегодня ничего подобного.
Турбофан были придуманы тогда, когда выходить за пределы возможного и находить новые решения означало быть победителем. Они были изобретены для улучшения гоночных показателей спортивного автомобиля, но остались с нами, как частичка той истории и частичка тех легендарных машин.

Если вам было интересно, пожалуйста подпишитесь на канал, оставьте комментарий и поставьте лайк.